Минэкономразвития хочет навести порядок в системе третейских
судов. Сейчас их в стране, по разным оценкам, до 1,5 тысяч. Но зачастую они
работают вхолостую - таким судам порой не доверяет ни бизнес, ни государство.
Ситуацию, считают в министерстве, надо изменить. Будет
разработан отдельный проект закона, регламентирующий деятельность третейских
судов, рассказал замминистра экономического развития Олег Фомичев. Текст
концепции законопроекта будет готов уже через 2-3 недели, а в Госдуму его
внесут после обсуждения со всеми заинтересованными инстанциями к осени. Проблем с третейскими судами много. А методов
госрегулирования, контроля и надзора практически нет, заметил Фомичев.
"Наряду с нормальными судами есть небольшие третейские суды, создаваемые
при конкретных юридических лицах. Они выносят не всегда понятные решения",
- посетовал чиновник. Государство в итоге пытается еще раз внимательно
посмотреть на решения таких судов, провести их через арбитраж, что сильно затягивает
процесс по времени. А быстрого разбирательства, как это бывает в третейских
судах за рубежом, не получается. Стоит задуматься, уверен Фомичев, о вариантах ограничения
деятельности "карманных"третейских судов. Первый из них - резкое
сокращение числа самих судов и создание третейских палат - условных аналогов
адвокатских палат, по одной на регион. Однако, подчеркнул он, это слишком
жесткий вариант. Он не был поддержан экспертным сообществом. Может быть,
продолжил Фомичев, необходимо запретить коммерческим организациям создавать
третейские суды. "Но в этом вопросе нельзя подходить с общей мерой ко
всем, нужны исключения - объединения предпринимателей, например, или
биржи". В то же время, есть очень хорошо зарекомендовавшие себя третейские
суды и при коммерческих организациях. Нужно установить критерии квалификации и независимости
судей. Несмотря на то, что арбитры- обычные гражданские лица, в законах есть
ряд пробелов, в результате которых даже за коррупционные преступления и
нарушения третейского судью привлечь к суду практически невозможно. Для судей
можно ввести возрастной ценз,по которому третейским арбитром может стать любой
гражданин, возраст которого не меньше 28 лет, и формально закрепить
необходимость высшего образования. А вот фактический запрет судьям в отставке
быть арбитрами в третейском суде- надо снимать, он абсолютно не нужен. Стоит задуматься о совершенствовании формата заключения
третейских соглашений, чтобы они были максимально удобными для бизнеса. И,
наконец, надо решить вопрос о самом предмете третейского разбирательства: какие
дела в нем можно разбирать, а какие - нет.Также стоит ввести госрегистрацию
третейских судов. "Это, вкупе с введением определенных ограничений на их
деятельность, позволит упорядочить институт", - резюмировал замминистра
экономического развития. Между тем
Заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ
Владимир Слесарев на выездной сессии Петербургского международного юридического
форума в Гааге заявил, что сфера применения третейского разбирательства в
России может быть расширена. "По своей природе третейское соглашение близко к
мировому соглашению, а мировым соглашениям подлежат не только гражданские, но и
публично-правовые споры", - сказал Слесарев.
Прикрепления: |