В 2018 г. в адрес Управления поступило 155 обращений граждан (2017 г. – 122), из которых 120 связаны с деятельностью банковских организаций, 27 – страховых организаций, 8 – микрофинансовой деятельности. Только 3 обращения явились основанием для проведения внеплановых проверок. Уменьшение количества внеплановых проверок связано с получением обращений в электронном виде без авторизации заявителей, а также жалоб потребителей, которые не обращались к исполнителю за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав, что является обязательным требованием для проведения проверок.
Обращения граждан связаны с деятельностью следующих кредитных организаций: ПАО "Сбербанк России", ПАО ВТБ 24, ПАО КБ "Восточный", ООО "ХКФ Банк", ПАО "Почта Банк", ООО "Сетелем Банк", ООО "Русфинанс Банк", ПАО НБ "ТРАСТ". Причины обращений граждан: навязывание договора страхования при предоставлении кредита, дополнительных платных услуг (смс-информирование, дополнительная банковская карта) при заключении кредитного договора на приобретение транспортного средства, списание денежных средств за услуги страхования без согласия заёмщика, доведение недостоверной информации о размере задолженности, списание денежных средств со счёта без уведомления потребителя, подключение дополнительных платежей, доведение недостоверной информации в смс-сообщении с предложением заключения кредитного договора, бездействие кредитной организации по возврату вклада.
Причины обращения граждан – потребителей страховых услуг: отказ в выплате страхового возмещения по договору КАСКО, отказ в возврате страховой суммы при досрочном расторжении договора страхования, отказ в заключении договора ОСАГО, в том числе без заключения дополнительных договоров страхования, применение коэффициента бонус-малус при расчёте стоимости услуг по договору. Обращения граждан – потребителей услуг микрофинансовых организаций: выдача займа неизвестному лицу, бездействие кредитного потребительского кооператива по возврату денежных средств, выдача займов населению индивидуальным предпринимателем, взыскание задолженности.
В 2018 году информирование и консультирование граждан об их потребительских правах и способах защиты этих прав в сфере предоставления финансовых услуг продолжало оставаться одним из актуальных. В рамках участия в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» продолжено распространение печатных информационных материалов в ходе консультирования потребителей. Реализация просветительских мероприятий обеспечивается работой общественной приёмной Управления, консультированием граждан по телефону «горячей линии», информированием потребителей через СМИ и сайт Управления, работой консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» и консультационных пунктов в городах и районах Республики Коми.
В 2018 году специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» дано 196 консультаций по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг (2017 г. – 70), в том числе 125 консультаций на личном приёме, оказана помощь гражданам в составлении 11 претензий и 4 исковых заявлений. В Общественную приёмную Управления обратилось 43 гражданина (2017 г. – 40), неудовлетворённые получением финансовых услуг. Потребителям оказана практическая помощь для разрешения гражданско-правовых споров с финансовыми организациями. Управлением дано 5 заключений по судебным делам в защиту прав потребителей финансовых услуг, 2 исковых заявления рассмотрены, в пользу потребителей взыскано 182,3 тыс. руб., в том числе 8 тыс. руб. – компенсация морального вреда.
Для получения консультаций и разъяснений потребители могут обратиться в Общественную приёмную Управления Роспотребнадзора по Республике Коми по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 71, понедельник, четверг, пятница с 09.00 до 12.00, вторник, среда с 14.00 до 17.00. Также работает круглосуточная «горячая линия» Роспотребнадзора по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26.
В случае обращения с исковым заявлением в суд, в силу ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 5 ст. 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 2300-01 от 07.02.1992 г. потребитель вправе заявить ходатайство в суде о привлечении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Прикрепления: |