25 апреля 2012 года Комиссия Федеральной антимонопольной
службы (ФАС России) признала Фонд социального страхования Российской Федерации
(Фонд) нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите
конкуренции». Предметом рассмотрения в рамках дела являлись положения
Временного порядка назначения и осуществления страховых выплат (Временный
порядок), утвержденного приказом Фонда в 2000 году. Данный акт и утвержденная им форма бланка заявления,
подлежащего заполнению гражданами при назначении страховых выплат,
предусматривает для граждан возможность использования услуг только кредитных
организаций и организаций федеральной почтовой связи для получения таких
выплат. В то же время Комиссия ФАС России установила, что социальные
выплаты могут быть получены иными способами, помимо переводов на счета в
кредитных организациях и почтовых переводов. В частности, подобную опцию для граждан предусматривает
федеральное законодательство об иных видах социальных выплат, которые
осуществляет Фонд. При этом имеющаяся в материалах дела информация
свидетельствует о том, что одно из региональных отделений Фонда осуществляло
страховые выплаты более чем 3000 граждан именно через иные не указанные во
Временном порядке организации. Проведенный ФАС России опрос организаций, которые
осуществляют деятельность по доставке гражданам трудовых пенсий,
свидетельствует о том, что они заинтересованы в оказании гражданам услуг по
доставке страховых выплат и обращались в региональные отделения Фонда с
соответствующим предложениями. Напомним, что дело в отношении Фонда было выделено в
отдельное производство по результатам рассмотрения Комиссией ФАС России другого
дела, в рамках которого исследовался вопрос рассылки Фондом и 37 его
региональными отделениями писем об изменении гражданами способа получения
страховых выплат. В рамках прошлого дела Фонд добровольно устранил нарушение
антимонопольного законодательства, направив в свои региональные отделения
письмо с указанием разъяснять гражданам их право выбрать для получения
страховых выплат не только банк или отделения почтовой связи, но и иные
организации. Кроме того, Фонд направил своим отделениям форму заявления
на получение страховых выплат, которая позволяет гражданам реализовать такое
право, и рекомендовал ее использовать. В то же время материалы дела свидетельствуют о том, что
некоторые из отделений Фонда, несмотря на его рекомендации, все еще используют
утвержденную Временным порядком форму заявления на получение страховых выплат. Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что, не внеся во
Временный порядок изменений, предусматривающих для граждан возможность выбрать
для получения страховых выплат не только кредитую организацию и организацию
федеральной почтовой связи, но и иную организацию, Фонд нарушил пункт 5 части 1
статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Фонду выдано предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции. В частности, ФСС надлежит внести соответствующие изменения
во Временный порядок и совершить ряд действий, направленных на информирование
граждан об их праве получать страховые выплаты не только через кредитные
организации и организации федеральной почтовой связи, но и иные организации,
если граждане желают воспользоваться их услугами. «Рынок платежей активно развивается – появляются новые
способы осуществления платежей, внедряются современные технологии,
совершенствуется законодательство. Но, к сожалению, ограничение потребителей в
выборе тех или иных способов уплаты и получения денежных средств все еще
остается одним из основных факторов, сдерживающих его дальнейшее развитие.
Решению этой проблемы, по нашему мнению, должно способствовать надлежащее
информирование граждан о платежных услугах и возможности их использования,
именно поэтому ряд соответствующих положений был включен в предписание Фонду»,
- сообщил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. Справка:
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»
государственным внебюджетным фондам запрещается принимать акты и (или)
осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением
предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)
осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается
установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих
субъектов, которые предоставляют такие товары.
Прикрепления: |