Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в
действующее законодательство, которые должны регламентировать порядок принятия
решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей. По
таким делам, как и раньше, допустимо будет изменение территориальной
подсудности, если у оперативников есть "обоснованные опасения"
относительно возможности утечки информации, однако оно должно будет производиться
обязательно с санкции Верховного Суда РФ. Минюст в сентябре прошлого года разработал проект поправок в
законы "О статусе судей в Российской Федерации" и "Об
оперативно-розыскной деятельности". Поводом для этого послужило решение
Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. № 12-П по делу бывшего судьи
Ворошиловского райсуда Ростова-на-Дону Игоря Аносова, который жаловался на то,
что санкция на проведение в отношении него оперативно-розыскных мероприятий
была принята судом соседнего региона —
Краснодарским краевым судом, а не Ростовским областным. В свою очередь
оперативники мотивировали свои действия тем, что у судьи имеются обширные связи
в судебных органах Ростовской области, где он работает длительное время, а
потому обращение в ростовский суд могло привести к нарушению режима
секретности. Судьи КС РФ согласились с
тем, что опасения оперативников были обоснованными. "Соблюдение
секретности требуется и при получении судебного разрешения на проведение
оперативно-розыскных мероприятий в связи с проверкой информации о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления", —
говорится в постановлении КС, однако он при этом указал, что изменение
подсудности должно производиться с санкции Верховного Суда, а ростовские
милиционеры обратились напрямую в Краснодарский краевой суд. В этой связи Минюст предложил пункт 7 статьи 16 закона
"О статусе судей РФ" дополнить нормой, согласно которой
"территориальная подсудность уголовных дел и материалов, по которым будут
осуществляться следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия в
отношении судьи, связанные с ограничением его конституционных прав либо с
нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным
уголовно-процессуальным законом и законом об оперативно-розыскной
деятельности". В свою очередь в статье 9 закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" предлагается указать, что "при
наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания
оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судей, материалы
могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд". Такая
передача возможна будет только "на основании решения председателя
Верховного Суда РФ или его заместителя". В статью также предлагается
ввести нормы о том, что "уполномоченный судья должен незамедлительно
рассмотреть материалы единолично", и что он "не вправе отказать в
рассмотрении таких материалов в случае их представления". В феврале 2012 года Правительство РФ одобрило предлагаемые
изменения и приняло решение внести документ на рассмотрение Госдумы,
согласившись с доводами Минюста о том, что "в российском законодательстве
не установлен механизм изменения подсудности рассмотрения вопроса о проведении
оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи". В минувшую субботу
проект закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" поступил в
нижнюю палату парламента на рассмотрение.
Прикрепления: |