23 июня в Общественной палате (ОП) Коми состоялся разговор
на тему «Гражданское общество и ЖКХ». Констатировав нарастающий износ фондов в
жилищно-коммунальной сфере, обсудив волюнтаризм в деле тарифообразования на
коммунальные услуги и выслушав криминальную историю из жизни жилищных
управляющих компаний, участники круглого стола решили создать в ОП постоянно
действующую рабочую группу по проблемам в сфере ЖКХ, сообщает 7х7. Председатель комиссии
ОП РК по экономическому развитию Павел Поташов, выступавший в качестве ведущего
заседания, в самом его начале привел ряд статистических показателей, отражающих
положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Коми:
Жилой фонд республики
составляет сегодня 22,2 млн. кв.м. (в среднем 24,7 кв.м. на человека), 75%
жилой площади находится в частной собственности. По данным выборочного
обследования домашних хозяйств, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг
(ЖКУ) в 2010 г. составили 1316 руб. на члена домохозяйства в месяц и
увеличились по сравнению с прошлым годом на 15%. Эти расходы занимали в потребительских расходах домашних хозяйств
11,1% (в 2005 г. - 10%). В 2010 г. населению было предъявлено платежей на сумму
13,6 млрд. руб., фактический сбор составил 12,2 млрд. руб. Уровень оплаты
населением ЖКУ повысился (89% к начисленным суммам) и был максимальным за
последние 5 лет. Рост тарифов и
возросшая обязательность населения по оплате ЖКУ тем не менее не помогают в
решении основной проблемы жилищно-коммунального комплекса - своевременному
обновлению производственных фондов. Как сообщил начальник отдела регулирования
тарифов на тепловую энергию Службы РК по тарифам Олег Рябинин, значительная
часть оборудования введена в эксплуатацию в середине прошлого века, и износ
фондов в коммунальной сфере составляет уже около 60%. По мнению чиновника,
причина удручающего положения дел — «в переходе на стопроцентную оплату
населением коммунальных услуг и проводимую одновременно с этим политику
сдерживания роста тарифов, что приводит в конечном итоге к недофинансированию
коммунальных организаций». Стимулом для «повышения
производственно-экономической эффективности деятельности коммунальных
организаций», считает г-н Рябинин, «может быть внедрение долгосрочных тарифов
или долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций». - Правильно ли я
понял вас, что, по большому счету, за те услуги, которые сегодня
предоставляются, денег нужно брать больше? - спросил у Олега Рябинина Павел
Поташов. - По большому счету,
денег надо брать больше, поскольку, если ситуация будет развиваться в том же
русле, то мы через несколько лет получим еще более убогое коммунальное
хозяйство, чем у нас есть сейчас. Тему о подлежащих
государственному регулированию тарифах (на воду, тепло, электричество)
подхватил член ОП РК Василий Прокашов: «Скажу честно, когда читаешь эту
статистику, такое впечатление, что смотришь фильм-катастрофу о грядущем конце
света. Допустим, один вопрос по поводу того, без чего «ни туды, и ни сюды». По
поводу воды. По официальной статистике потери, то есть, утечки воды в 2010 году
составили треть от всей воды, поданной в сети. Динамика такая: в 2000 году эти
потери были на уровне 18%, в 2005-м -
20%, в 2008-м - 24%. И вот сейчас, в 2010 году, треть воды ушла
неизвестно куда. Если взять другие
цифры, тоже официальные, то картина еще хуже. В среднем, в расчете на одного
жителя республики ежедневные потери в 2010 году составили 90 литров воды, что
практически соответствует объему фактического среднедушевого потребления воды в
сутки, который у нас в республике составляет 94 литра. То есть, житель использует 1 литр воды, а
второй выливается неизвестно куда. Но он его оплачивает...Поэтому обосновать,
наверное, можно любые тарифы, даже при наличии установленных нормативов по тем
или иным статьям затрат...Но это обоснование носит скорее не экономический, а
политический характер. В обоснование
последнего тезиса г-н Прокашов привел «войну президента и премьера в прошлом
году с высокими тарифами в ЖКХ», в результате которой тарифы уменьшались на
десятки процентов. - Закрытость этой
сферы деятельности, которая касается каждого жители республики, приводит, как
говорил один герой кинокомедии, к «смутным сомнениям», - продолжал развивать
тему член общественной палаты - Население видит только итоговые цифры тарифов.
Хотя один из принципов государственного регулирования тарифов — это обеспечение
открытости и доступности для потребителей процесса тарифного регулирования...
Каждый из нас, оплачивая тариф, в котором присутствует инвестиционная
составляющая, являются постоянными и
реальными инвесторами этих коммерческих компаний, в которых мы, как инвесторы, никаких прав не имеем. Причем
объем инвестирования определяем не мы, а определяют за нас уполномоченные
госорганы, то есть власть решает сама,
сколько каждый из нас должен инвестировать в развитие конкретных
коммерческих структур. «Когда приезжал
президент Медведев, Курсаков (Николай Курсаков, бывший руководитель МУП
«Сыктывкарский водоканал», ныне — председатель горсовета МО ГО «Сыктывкар» -
«7х7») ему рассказывал, что за пять лет себестоимость воды снизилась то ли на
30, то ли на 40% , а тарифы возросли за это же время в несколько раз. Как
используются наши деньги? - обратился с
вопросом к участникам круглого стола Василий Прокашев и сам же на него ответил:
- Вот говорят про зарплату работников ЖКХ, в Воркуте некоторые руководители
предприятий такие зарплаты получают, что, когда я увидел, у меня глаза на лоб
полезли». В заключение своего
выступления г-н Прокашев предложил создать при Службе РК по тарифам общественный совет из представителей
общественности и экспертного сообщества, который контролировал бы
тарифообразование, а пока - провести
общественную проверку выполнения инвестиционных программ
ресурсоснабжающих организаций, которые учтены в тарифах этого года. Представителей
ресурсоснабжающих компаний на круглом столе не было, а представляющий в
единственном лице жилищные управляющие компании директор ООО «Этажи сервис»
Андрей Брызгалов начал свое выступление с тезиса о том, что сегодня невозможно
быть руководителем управляющей компании и не испортить при этом себе репутацию:
«Потому что ты обязан начислить людям те счета-фактуры, которая выставляют
ресурсоснабжающие организации. Это - закон. Выставляет по такому-то тарифу,
скажем, энергосбытовая компания ТГК-9, где владелец Вексельберг, и ты обязан
разнести ежемесячно, нравится это жильцам или не нравится... Г-н Брызгалов,
которому надоело быть «крайним» и незаслуженно получать претензии от жильцов,
призвал поддержать «предложение, которое в свое время высказывал Гераймович (Сергей Гераймович, бывший первый
заместитель МО ГО «Сыктывкар» - «7х7») в адрес ТГК-9»: «А заключите-ка вы,
ТГК-9, водоканал, договоры со всеми
потребителями напрямую, и пусть каждый потребитель оплачивает сам, как это он
делает в случае оплаты за телефон и за электроэнергию. И тогда прозрачность будет
идеальная». Вторую часть своего
выступления Андрей Брызгалов посвятил рассказу о том, как он, работающий в
сфере ЖКХ десять лет, стал в прошлом году жертвой «рейдерского захвата». По
информации предпринимателя, той весной «Зенищев (Роман Зенищев, экс-мэр
Сыктывкара - «7х7») сказал за чаем одной жилице, что, мол, будем убирать
Брызгалова». После чего в домах, которыми управляла компания Брызгалова, были
созданы параллельные ТСЖ, заключившие договоры с новой управляющей компанией, и
организован силовой захват имущества, находящегося в оперативном управлении.
Предприниматель обратился в суд — тогда против него возбудили уголовное дело. «Мне один человек
сказал такую вещь: «Ты - никто, звать тебя никак и за тобой никто не стоит. Да,
у меня нет в учредителях Курсакова, Ивкина, Борисова-младшего, других сильных
мира сего. Мзду я не платил и платить не буду. Значит, меня можно легко убрать.
Как? Через уголовное дело. Что и происходит. Это к вопросу о том, можно ли в городе Сыктывкаре без протекции
малому бизнесу заниматься жилищно-коммунальным хозяйством», - подвел черту под
своей историей Андрей Брызгалов и передал все материалы по делу «рейдерского
захвата», в том числе письма жильцов в прокуратуру с ответами-отписками, другому участнику круглого стола — начальнику
отдела республиканской прокуратуры Сергею Белову. - Так что никакой
речи не может быть о прозрачности, пока
власть имущие диктуют и
определяют политику ЖКХ, - заявил г-н Брызгалов и высказал убеждение, что
порядок в системе ЖКХ и в предоставлении ЖКУ наступит только в том случае, если
большинство людей будут жить в своих частных домах: «Квартира — не частная
собственность, а. ТСЖ - это возврат к колхозу, а колхоз, как мы в 1991 году
признали, — неэффективен». Послушав президента
Ассоциации собственников жилья Николая Николаева, призвавшего палату обратиться
к правительству Коми с предложением об отмене 100-процентной оплаты граждан за
ЖКУ, и члена ОП РК Александра Щиголева, высказавшего мнение, что «самое
поганое, что сделала за 10 лет партия «Единая Россия», это то, что она подарила
нам частную собственность в жилищно-коммунальной сфере» и что «идеальным было
положение, когда у нас был жилкомхоз, муниципальное предприятие, оказывавшее
услуги и получавшее деньги», модератор круглого стола Павел Поташов заявил
убежденно: - Государство в деятельность содержания жилищного фонда не
вернется. Мы не можем вернуться сейчас в «колбасу за 2.20», как бы этого не
хотелось. Закончилось заседание
инициативой г-на Поташова о включении в рекомендации круглого стола предложения
о создании в ОП РК постоянно действующей рабочей группы по проблематике ЖКХ.
Прикрепления: |