Подоходный налог может снова стать дифференцированным. Чем
больше доходы физических лиц - тем выше налоговые отчисления. В Госдуму внесен
законопроект "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на
доходы физических лиц". По доходам до 5 миллионов рублей в год включительно ставка
остается, как и была, 13 процентов. По доходам свыше 5 миллионов в год
(примерно 416,6 тысячи рублей в месяц), но не более 50 миллионов рублей - 18
процентов. Те, кто получает от 50 до 500 миллионов рублей, заплатят налог в 23
процента. Доходы свыше 500 миллионов рублей обложат 28 процентным налогом. По мнению разработчиков законодательной инициативы,
необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между
самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц,
обеспечение принципов социальной справедливости и мировая практика
налогообложения доходов физических лиц однозначно говорят в пользу введения
прогрессивной шкалы налогообложения. Иван Соловьев, доктор юридических наук, заслуженный юрист
РФ:
- Наверняка, идея чуть поднапрячь состоятельных
налогоплательщиков вызывает поддержку большинства населения, к тому же, в
случае необходимости, может снизить социальную напряженность в обществе. С моей точки зрения, рассматривать налог на доходы
физических лиц не как чисто фискальный и распределительный инструмент, а больше
как инструмент восстановления социальной справедливости, было бы не до конца
правильным. Такая ошибка может привести не к созданию или восстановлению социальной
справедливости, а к формированию ее иллюзии, видимости некого уравнивая прав
лиц, получающих высокие доходы и их малобюджетных соотечественников. По
правилам все той же справедливости не должен хороший специалист за свой
профессионализм и вложенные труд, время, отнятое у семьи, здоровье и иные
лишения ради профессии расплачиваться повышенными налоговыми отчислениями. Мы
можем потерять талантливых специалистов в редких и узкопрофильных отраслях
промышленности, IT-технологий и медицины. К тому же всегда найдутся желающие
предоставить услуги по оптимизации повышенного налогообложения. Да и представители все того же капитала могут сказать: какие
вы просите пожертвования на социальные проекты, я и так плачу повышенные
налоги, вот из этих сумм и финансируйтесь. Таким образом, изменение плоской
шкалы подоходного налога не будет способствовать ни повышению социальной
ответственности бизнеса, ни сохранению уникальных, а потому и
высокооплачиваемых специалистов, ни желанию граждан делать карьеру и стремиться
к повышению уровня оплаты труда, так как это будет порождать новые расходы. И еще аргументы, чисто экономические. Например, о том, что
введение единой ставки НДФЛ в размере 13% в свое время способствовало
легализации оплаты труда многими работодателями, и как следствие этого -
увеличению налоговой базы. Кроме того, введение прогрессивной шкалы
налогообложения существенно увеличит затраты на администрирование налога на
доходы физических лиц. При этом в странах - членах Таможенного союза на
сегодняшний день также используется именно плоская шкала налогообложения
доходов физических лиц. В частности, в Белоруссии ставка НДФЛ составляет 12%, а
в Казахстане - 10%. Изменение ставок российского НДФЛ неизбежно простимулирует
процесс перерегистрации отечественных резидентов на территорию стран - членов этого
экономического пространства и Таможенного союза. Последствиями введения прогрессивной шкалы подоходного
налогообложения может стать возвращение серых зарплатных схем, вновь
экономически выгодным станет выдача большей части денежного вознаграждения в конвертах,
что отодвинет на неопределенный срок завершение процесса формирования среднего
класса. Бюджету от этого никакой пользы не будет, а вот пенсионные отчисления
уменьшатся. Кроме того, даже в российских мегаполисах специалисты высокой
квалификации могут зарабатывать больше 100 - 200 тысяч рублей.
Прикрепления: |