Первые публичные обсуждения результатов правоприменительной практики налоговых органов региона состоялись в актовом зале ИФНС России по г. Сыктывкару. Мероприятие проводилось в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации по реформированию контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти.
Открывая слушания, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми Александр Меньшенинрассказал о целях реформы контрольной и надзорной деятельности, а также о тенденции снижения количества выездных проверок при одновременном повышении их результативности. При этом он отметил, что в настоящее время первоочередной задачей налоговых органов является не проведение выездной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика, а повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования, направленных на мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате налогов.
О результатах контрольной работы с использованием программного комплекса «Автоматизированная система контроля НДС-2», предусматривающего риск-ориентированный подход к камеральным налоговым проверкам деклараций по НДС с заявленным возмещением, рассказала начальник отдела камерального контроля Управления Ольга Романенко. Так, за 9 месяцев 2017 года по итогам проведенных камеральных проверок налогоплательщики Республики Коми представили уточненные декларации по НДС с доплатой налога (в результате исключения налоговых вычетов по «схемным» операциям), с пояснениями к ним и фактической уплатой в бюджет на сумму 36,9 млн рублей; отказано в возмещении НДС из бюджета на сумму 6,7 млн рублей; вынесены решения по результатам камеральных налоговых проверок с доплатой в бюджет НДС (включая пени и санкции) на сумму – 95,4 млн рублей.
По словам О.Н. Романенко, основная доля выявленных расхождений при сопоставлении данных счетов-фактур двух контрагентов с помощью автоматизированной системы контроля «НДС-2» - следствие технических ошибок и невнимательности. Они устраняются путем подачи уточненных налоговых деклараций или представления пояснений. Остальные расхождения – это оптимизация налогообложения и получение налоговой выгоды по НДС недобросовестными налогоплательщиками. В АСК «НДС-2» есть аналитический сегмент, который позволяет выстраивать цепочки контрагентов и формировать вектор доказательной базы (наличие умысла, согласованности в действиях контрагентов) в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах, а также сложившейся судебной практикой. Таким образом, АСК «НДС-2» имеет две цели: устранение расхождений между данными счетов-фактур контрагентов и решение аналитических задач – построение цепочек контрагентов и выявление выгодоприобретателей налогового разрыва.
«Все зависит от налогоплательщика — если он в установленный срок предоставит объяснения, которые удовлетворят налоговые органы, то применить налоговые вычеты по НДС будет разрешено. Если же нет — придется доплачивать налог либо отказаться от его возмещения, подавать уточненную декларацию, уплачивать штрафы и пени», - отметила О.Н. Романенко.
Также в рамках слушаний прозвучали доклады начальников структурных подразделений регионального налогового Управления по вопросам регулирования сферы применения контрольно-кассовой техники и администрирования страховых взносов, а также ответы на проблемные вопросы, возникшие у присутствующих представителей бизнеса. Подводя итоги мероприятия, А.В. Меньшенин акцентировал внимание участников на то, что налоговая служба активно проводит политику открытого диалога с налогоплательщиками, и встречи в форме публичных обсуждений планируется проводить ежеквартально. В мероприятии приняли участие представители региональных министерств, органов государственного контроля, деловых и научных кругов, а также представители бизнеса и общественных организаций.
Прикрепления: |