Предметом проверки в
КС РФ стала норма регионального закона, регулирующая распределение депутатских
мандатов по результатам выборов в Законодательное Собрание Красноярского края. Она предоставляет коллегиальному постоянно действующему руководящему органу избирательного
объединения возможность определять региональную группу из краевого списка
кандидатов в депутаты, зарегистрированному кандидату из которой передается
вакантный депутатский мандат. Речь идет о случаях, когда от мандата отказался
зарегистрированный кандидат, включенный в общекраевую часть краевого списка
кандидатов. Эта норма
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 28-П
"По делу о проверке конституционности положения абзаца
второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края "О выборах
депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" в связи с жалобой
гражданина В.А. Худоренко"
признается неконституционной, поскольку она позволяет
принимать решение по данному вопросу, не увязывая его с результатами
волеизъявления избирателей. Как указал
Конституционный Суд РФ, пассивное избирательное право (право быть избранным)
принадлежит исключительно гражданам. Когда лицо приобретает статус кандидата в
депутаты, процесс реализации им этого права перестает быть предметом свободного
усмотрения выдвинувшего его избирательного объединения (политической партии, ее
регионального отделения). В силу этого распределение депутатских мандатов
избирательным объединением должно быть обусловлено результатами волеизъявления
избирателей. Иное означало бы, что данное объединение может, отдавая
предпочтение одним кандидатам и одновременно допуская дискриминацию в отношении
других, изменять в конечном счете результаты выборов вопреки волеизъявлению
избирателей. Это нарушает конституционный принцип равенства, который в
избирательных отношениях реализуется через равное избирательное право и
равенство кандидатов. С учетом изложенной
правовой позиции органам госвласти субъектов Российской Федерации надлежит
внести соответствующие изменения в избирательное законодательство.
Прикрепления: |