10 ноября 2011 года состоялось заседание Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в порядке надзора,
на котором рассматривалось дело № А40-59141/10-142-328
Арбитражного суда города Москвы по заявлению Общества с
ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» против Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1. ООО
«ЛУКОЙЛ-Коми» обратилось в
Арбитражный суд города
Москвы с заявлением об обязании Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам № 1 возвратить излишне уплаченный единый социальный
налог, зачисляемый в Фонд
социального страхования Российской Федерации в
размере 3 811 550 рублей 70
копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы (АСГМ) от 21.09.2010,
оставленным
без изменения постановлением Девятого
арбитражного
апелляционного суда от 01.12.2010, требование
общества удовлетворено. Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановлением
от
30.03.2011 названные судебные
акты отменил, в
удовлетворении
требования общества отказал.
Передавая дело на рассмотрение в порядке надзора
коллегия судей ВАС указала, что инспекция,
отказывая обществу в
возврате единого социального налога, обосновала
свой отказ тем,
что в соответствии с разъяснениями
Федеральной
налоговой службы от
10.12.2007 № 05-2-05/481
налоговые
органы такого рода возвраты не осуществляют. Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование общества, исходили
из того, что
наличие указанной переплаты подтверждается материалами дела,
а отсутствие в статье 243 НК РФ
положений, предусматривающих
возможность возврата излишне
уплаченных сумм единого социального налога,
уплаченного в Фонд
социального страхования
Российской Федерации, не
свидетельствует о том,
что органом, осуществляющим такой
возврат, является Фонд. Поскольку единый социальный налог
вне зависимости от
назначения уплаты в рассматриваемый период
относился к федеральным
налогам и сборам, возврат излишне
уплаченных сумм по
нему должен осуществляться инспекцией в соответствии со
статьей 78 НК РФ.
Суд
кассационной инстанции, отменяя
названные судебные акты, исходил
из того, что поскольку обществом не осуществлялась уплата по единому социальному налогу
денежными средствами за
период с 01.01.2010 по
09.08.2010, а также
сумма начислений за
предыдущие три года (2007-2009)
превышает сумму, уплаченную денежными средствами, у него в силу 243 НК РФ
излишней уплаты налога в бюджет не имеется. что в случае превышения расходов
страхователя на цели государственного
социального страхования над суммами исчисленного
единого социального
налога, подлежащими уплате в Фонд социального
страхования Российской
Федерации
порядок возврата сумм
налога, отличается от
порядка,
предусмотренного пунктом 3 статьи 243 НК РФ.
При
этом не имеет
правового значения, что
сумма начисленного единого социального
налога, подлежащая уплате
в Фонд социального страхования Российской
Федерации, превышает сумму,
уплаченную в фонд денежными
средствами. Законодателем
в пункте 2
статьи 243 НК РФ предусмотрен специальный механизм
компенсации страхователю произведенных им расходов на цели государственного
социального страхования. Отказ налогового органа и суда кассационной
инстанции в возврате страхователю
части произведенных им самостоятельно расходов на
цели государственного социального страхования на основании того, что
сумма исчисленного им единого социального налога в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, менее осуществленных им
самостоятельно расходов, означает
переложение на страхователя обязанности ФСС как страховщика по выплате страхового обеспечения.
В итоге по результатам рассмотрения дела Президиум ВАСа
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.03.2011
по делу №А40-59141/10-142-328 Арбитражного суда города Москвы отменил; решение
Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2010 и постановление Девятого
арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по указанному делу оставил без
изменения.
Прикрепления: |