Сразу два небольших поставшика электроэнергии, лишенные
правительственным документом возможности покупать ее напрямую у производителей,
подали в Высший Арбитражный Суд заявления об оспаривании одного из пунктов
Правил оптового рынка электроэнергии и мощности. Его норма ограничивает выход
на этот рынок тем энергосбытовым компаниям, чьи прогнозные объемы потребления в
его регионе составляют менее 60%. В высшей судебной инстанции будет рассматриваться вопрос о
действительности одной из норм Правил оптового рынка электроэнергии и мощности,
утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 №1172, которая
устанавливает, какие именно энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики
электроэнергии) могут заключать регулируемые договоры с ее производителями.
Процесс, в рамках которого российский кабинет министров выступает ответчиком,
начат по заявлениям ОАО "Черкесские городские электрические сети" и
ООО "Каспэнергосбыт". Они оспаривают абз. 3 п. 62 этих правил,
согласно которому "прогнозные объемы потребления <…> этих
гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной
период регулирования, составляют не менее 60% суммарных прогнозных объемов
потребления <…> в отношении соответствующего субъекта Российской
Федерации". Юрист "ЧГЭС" Светлана Осмаева описала на
собеседовании, прошедшем в пятницу, судье ВАС Людмиле Воронцовой, ведущей оба
эти дела ( ВАС-13433/2011 и ВАС-7986/2011), ситуацию, сложившуюся
в Карачево-Черкесской республике. По словам Осмаевой, ее компания, "с
большим трудом преодолев огромное противодействие" дочерней компании ОАО
"МРСК Северного Кавказа" — ОАО "Карачаево-Черкесскэрнерго",
вышла "на стадию завершения процесса выходу на оптовый рынок
электроэнергии и мощности", но дело застопорилось из-за позиции Главного
управления КЧР по тарифам и ценам (подразделение Федеральной службы по
тарифам). От нее было получено заключение, что выход "ЧГЭС" (покупает
на оптовом рынке республики 22,86% электроэнергии) на ОРЭМ "нецелесообразен".
"Стоимость э/э <…> вырастет на 23-35%, <…> что вызовет всплеск
цен на товары и услуги предприятий и может привести к социальной
напряженности", — цитируется ответ ведомства в исковом заявлении. Осмаева также добавила, что в
разговорах с представителями ФСТ компании дали понять, что оспорить это
заключение ему не удастся, так как ФСТ будет при этом ссылаться именно на п. 62
правил. В результате, по мнению ЧГЭС, две сбытовые компании — ОАО
"Карачаево-Черкесскэнерго" и "ЧГЭС", функционирующие в
одном субъекте РФ, не могут работать и покупать электроэнергию на ОРЭМ на
равных для каждого из них условиях. Это, в свою очередь, нарушает принцип
демонополизации и развития конкуренции. Представители "ЧГЭС" в ВАС
недоумевали, чем руководствовались разработчики, установившие порог прогнозных
закупок в 60%. Они считают, что если бы и у них была возможность выйти на
оптовый рынок, это бы сыграло только на руку потребителям: цены, вопреки мнению
ФТС, удалось бы снизить. Представители правительства пояснить методику определения
критерия "проходимости" на оптовый рынок сегодня не смогли. Несколько
озадаченными выглядели и представители ФАС, так как, по их мнению,
гарантирующим поставщикам следовало сначала обратиться именно в антимонопольный
орган, и только потом, возможно, оспаривать постановление правительства в суде.
Итогом сегодняшнего собеседования стало объединение дел ЧГЭС
и "Каспэнергосбыт": судья Людмила Воронцова пояснила, что требования
и обоснования компаний практически идентичны. На следующей неделе стороны
проведут еще одну встречу в суде.
Прикрепления: |