Верховный суд России объяснил, как наказывать водителя,
который стал виновником смертельной аварии. Если он был трезв и повел себя по
человечески, максимальный срок наказания - 2 год 2 месяца 20 дней. Дело
касается лишь тех случаев, когда в катастрофе погиб один человек. Такие выводы можно сделать из надзорного определения
Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ по делу осужденного К-на В.П. из
Калининградской области. В августе 2009 году этот гражданин, если говорить
юридическим языком, "при управлении автомобилем совершил нарушение правил
дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерти человека".
Как он повел себя дальше (если судить по материалам дела)
должно быть примером для каждого, кто стал виновником беды. Во-первых, не
сбежал с места трагедии. Во-вторых, бросился оказывать помощь потерпевшей.
В-третьих, в ходе разбирательства раскаялся, не запирался, попросил рассмотреть
дело в особом порядке - по упрощенной процедуре. В итоге в январе прошлого года Черняховский городской суд
Калининградской области приговорил К-на В.П. к 2 годам 5 месяцам лишения
свободы в колонии поселении. А в мае 2010 года президиум Калининградского
областного суда сократил наказание до 2 лет 3 месяцев лишения свободы. Кстати, в колонии-поселении осужденного признали злостным
нарушителем режима, за что он был переведен в колонию общего режима. Но в
данном случае это просто деталь, которая напрямую к делу не относится.
На этот раз Верховный
суд рассматривал конкретный вопрос: не много ли дали осужденному? Смягчить
наказание попросила в надзорном порядке генпрокуратура. Верховный суд России, изучив вопрос, согласился с позицией
генпрокуратуры и сбавил срок на месяц. "Всего" на месяц или "на
целый" месяц - кто, как посмотрит. Однако судей в данном случае
интересовали не эмоциональные оценки, а сухие математические расчеты: от чего
отнимать, к чему прибавлять годы лишения свободы. "Согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ (в редакции федерального
закона от 29 июня 2009 года №141-ФЗ) при наличии смягчающих обстоятельств... и
отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут
превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строго
наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК
РФ", - говорится в надзорном определении Верховного суда России. Смягчающим обстоятельством было признано то, что виновник
аварии сразу после происшествия пытался оказать медицинскую помощь
пострадавшей. Значит, скидку срока он заслужил. Вопрос только, от чего отнимать
лишнюю треть. Гражданина осудили по статье 264 УК РФ "Нарушение
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Ему
вменили часть 3: деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Максимальная
санкция за это - 5 лет лишения свободы. Но здесь есть нюанс: дело
рассматривалось в особом порядке, значит треть срока долой (больше, чем две
трети от максимального наказание при упрощенной процедуре назначить нельзя).
Поэтому максимум, что грозило виновнику аварии - 3 года 4 месяца лишения
свободы. Как указал ВС РФ, при наличии смягчающих
обстоятельств, две трети, положенные за смягчающие обстоятельства, надо вычислять от последней цифры - 3 лет 4
месяцев. Так что здесь один минус (за особое разбирательство) не накладывается
на другой (за смягчающие обстоятельства), а как бы продолжает его. В итоге
получается, что больше, чем 2 года 2 месяца и 20 дней осужденному назначать
нельзя. Однако сроки у нас считают не по дням, а по месяцам (и,
естественно, годам), так что 20 дней округляются в меньшую сторону. В конечном
счете получилось 2 года 2 месяца лишения свободы, которые Верховный суд страны
назначил в данном деле осужденному. Справедливо такое наказание или нет - вопрос, не имеющий ответа.
Здесь на чаше весов две человеческие жизни. Одной уже нет, другая - сломана.
Жертву не вернуть, и эту вину водитель (любой водитель, невольно ставший
убийцей) будет нести через всю жизнь. Но что делать обществу с этим водителем? Если он раскаялся, закон к нему относится достаточно
гуманно. В пакет покаяния входит компенсация потерпевшим, медпомощь жертве на
месте аварии и (косвенно) особый порядок рассмотрения дела. В таком случае
начинают действие скидки при наказании. Другой вопрос, что многие лихачи сегодня выбирают иную
модель поведения: сначала скрываются, потом, если их поймают, льют крокодиловы
слезы, подключают связи, пытаются откупиться. К таким и общество, и закон
должны относиться сурово.
Прикрепления: |