Верховный суд РФ дал отрицательный отзыв на законопроект по
ужесточению ответственности нетрезвых водителей, которые уже получил одобрение
правительства и был внесен в Госдуму. Пока не понятно, каким образом такое отрицательное
заключение скажется на судьбе этого законопроекта. Напомним, в конце прошлого
года этот проект в нижнюю палату внесла глава думского комитета безопасности
Ирина Яровая. В нем предлагается наказывать пьяных водителей, впервые допустивших
такой проступок, лишением прав на два года и штрафом в 50 тысяч рублей. Сейчас
за это предусмотрено лишение прав на срок от полутора до двух лет. Для тех, кто сел нетрезвым за руль, будучи лишенным прав
предлагается ввести в УК РФ новую статью 264 прим. 1, по которой таких
водителей будут наказывать штрафом в 200 тысяч рублей или принудительными
работами до двух лет, либо арестом на шесть месяцев. Также законопроектом предлагается ужесточить наказание для
пьяных автомобилистов, совершивших аварию. В случае гибели одного человека
пьяный водитель должен быть лишен свободы на срок от 2 до 10 лет. Сейчас за это
предусматривается лишение свободы на срок до семи лет, а если жертв было
несколько - от 5 до 15 лет. Сейчас - до 9 лет лишения свободы.
Для пьяных водителей, у которых вообще нет водительских
прав, она предложила ввести наказание в виде ареста на срок до 15 суток или
штраф в размере 30 тысяч рублей. По мнению Верховного суда, снижению происшествий с тяжкими
последствиями, совершенными по вине нетрезвых водителей, может способствовать
только системный подход, а также принятие государством мер, обеспечивающих
принцип неотвратимости ответственности. Однако, законопроект не предусматривает
изменения законодательства, обеспечивающих комплексный подход. Предложения об увеличении максимального размера наказания в
виде лишения свободы по части 6 статьи 264 УК РФ до 15 лет противоречат
положениям части 5 статьи 15 УК РФ, поскольку данное преступление будет
соответствовать категории особо тяжких, то есть умышленных деяний. Необходимость криминализации ответственности водителей,
лишенных прав и задержанных в нетрезвом виде, требует дополнительной
аргументации.
По мнению юристов, текст этого законопроекта не выдерживает
никакой критики. Например, вопрос с приравниванием ответственности за скрытие с
места аварии к "пьяному ДТП" остался открытым. Таким образом у
водителей, которые "под шофе" сбили пешехода есть все аргументы за
то, чтобы сбежать с места происшествия, а когда алкоголь выветрится, явится с
повинной в полицию. Появляется уголовная ответственность за то, что водитель,
лишенный прав сел за руль не трезвым. А если он лишался прав не за пьянку, а за
случайный выезд на дорогу с односторонним движением? В законопроекте речь не
идет о повторности нарушения. А именно о дополнительном наказании того, кто уже
был лишен прав. В тоже время о повторности не слова. Если человек был лишен
прав именно за пьянку, отгулял пешком два года, а на следующий день снова сел
нетрезвым за руль, то он отделается очередным лишением прав в рамках,
предусмотренных КоАП. Согласно этому же законопроекту у судей не будет возможности
применить уголовное наказание к тому, кто выйдя из-за руля на глазах инспектора
и понятых выпил банку пива и сообщил, что машина тут постоит. И тогда максимум,
что он получит - от полутора до двух лет лишения прав, без дополнительного
штрафа, который законопроект предусматривает, для всех остальных нетрезвых
водителей. Про отказ от медосвидетельствования не стоит и вспоминать. Его тоже
забыли усугубить. То есть, отказавшись от поездки в клинику, можно избежать
более серьезных проблем. А главное упущение, это то, что за одно и тоже нарушение
пока невозможно наложить ни штраф ни лишение права управления. Либо то, либо
другое. В законопроекте и этого не учтено.
Между тем в правительстве находятся еще два конкурирующих
между собой законопроекта на эту тему. Один, который более комплексно подходит
к изменению КоАП и УК, уже томится более трех месяцев. Хотя получил
положительную визу от ВС РФ. Второй был не столь давно внесен. Он подготовлен
сенаторами и касается именно ужесточения ответственности за пьянку за рулем. В
нем предлагается, в частности, внести градацию ответственности за количество
промилле, выявленных у водителя.
Прикрепления: |