Один из супругов обанкротился, и для покрытия долгов надо продать принадлежащую ему долю в квартире. Но как это сделать в случае, когда помещение находится в совместной собственности супругов? Инна Богатырева* была признана банкротом. В ходе реализации имущества финансовый управляющий Александр Влайко решил продать принадлежащую Богатыревой квартиру – торги проводились в форме открытого аукциона. Однако должница посчитала, что действия Влайко незаконны, и обратилась в суд (дело № А40-137393/2016 ). Она говорила, что недвижимость принадлежит не только ей: помещение в совместной собственности с ее мужем.
Суды согласились с заявительницей. Они сослались на положения закона о банкротстве и признали, что обращение взыскания на долю супруга в совместной собственности неправомерно. Однако финансовый управляющий оспорил судебные акты в Верховный суд. В обоснование своей позиции он привел сразу несколько аргументов. С супругов в солидарном порядке взыскали задолженность перед банком и обратили взыскание на заложенное имущество, в том числе на спорную квартиру. Требования банка позже включили в реестр требований кредиторов, в том числе как обеспеченные залогом квартиры. Также финансовый управляющий отметил, что его действия в части выставления квартиры на торги нельзя признать незаконными, поскольку полномочия по определению того, как продавать заложенное имущество, принадлежат кредитору – то есть банку. У него же таких полномочий нет вообще. Также он обращает внимание: раз квартира находилась в совместной собственности, то, согласно закону о банкротстве, без решения о разделе имущества квартиру надо продавать в рамках дела о банкротстве одного из супругов и возместить другому причитающуюся ему долю.
Если речь идет об общей долевой собственности супругов, то проблем с реализацией такого механизма возникать не должно, отмечает Светлана Тарнопольская, партнер КА "Юков и партнеры" . Но в случае с общей совместной собственностью, как в рассматриваемом деле, все сложнее, признает она. Хотя по Семейному кодексу доли супругов должны быть равными, возможно отступление от этого правила. Например, по договорным основаниям – если речь идет о брачном договоре или на основании решения суда об ином распределении долей.
"В такой ситуации для решения вопроса о размере доли супругов в рамках дела о банкротстве "в упрощенном порядке", без раздела общего имущества супругов в рамках отдельного судебного процесса, нужно как минимум руководящее разъяснение со стороны Верховного суда", – считает Тарнопольская. Рассматриваемое дело осложнено еще и тем, что спорная квартира по каким-то причинам не была реализована в рамках завершенного ранее дела о банкротстве второго супруга. Тем не менее, на мой взгляд, действия финансового управляющего по реализации квартиры с последующей выплатой второму супругу половины вырученных от реализации средств являются законными.
По материалам ПРАВО.ru
Прикрепления: |