Директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков заявил, что ведомство активно поддерживает идею лишать должников права садиться за руль, пока не расплатятся по исполнительным листам. Только среди алиментщиков эта мера может коснуться 100-150 тысяч человек.
"А это уже целый город, причем город немаленький", - сказал Артур Парфенчиков. Возможно, это будет город "безлошадных" алиментщиков. Но можно посмотреть иначе: в нем будут жить полторы сотни тысяч детей, у которых появятся деньги на жизнь. Ведь иной папа готов пойти на многое, лишь бы вернуть доступ к железному коню.
Впрочем, по словам многих экспертов, арест водительских прав должен касаться не только алиментщиков, но и вообще всех должников. Как говорится, любишь кататься, люби и по счетам платить. "Мы крайне заинтересованы в том, чтобы в законодательстве появилось право на ограничение управления транспортными средствами, - сказал Артур Парфенчиков. - Очень много дискуссий идет на эту тему, мы в этих дискуссиях стараемся участвовать как эксперты, представляем цифры, международный опыт. Хотелось бы, чтобы эти дискуссии превратились в закон, который бы действовал в защиту детей". Это заявление прозвучало на оперативном расширенном совещании ведомства о результатах работы по взысканию алиментов. Артур Парфенчиков привел в пример Белоруссию, где применяется такая мера: там опыт оказался удачным.
"У них 47 процентов должников, имеющих водительские права и ограниченных в их использовании, погашают задолженности", - заметил он, напомнив, что в Белоруссии такая мера применяется в отношении должников по всем видам взысканий, не только по алиментам. У нас же предложение обсуждается уже несколько лет. Как уже писала "РГ", соответствующая инициатива уже лежит в Госдуме, но каких-то новостей по ней пока не слышно.
Кстати, по мнению ряда экспертов, временное лишение руля может подменить, пусть и частично, запрет на выезд за границу, часто используемый судебными приставами. По данным Федеральной службы судебных приставов, за 11 месяцев прошлого года было вынесено 598 тысяч 715 постановлений о временном ограничении выезда за рубеж. Был случай, когда на взлетной полосе остановили даже частный самолет крупного бизнесмена. Однако многие должники готовы терпеть и дым Отечества, лишь бы не платить.
Можно не сомневаться, что за год число невыездных перевалило за 600 тысяч. Причем каждый второй из невыездных- алиментщик. Как сообщил глава ведомства, за прошлый год были ограничены в выезде за рубеж более 260 тысяч человек, уклоняющихся от родительского долга. Если будет введено ограничение водительских прав, то ее будут применять далеко не к каждому должнику. По предварительным подсчетам судебных приставов, разжаловать в пешеходы можно было бы, например, 100-150 тысяч алиментщиков.
Правда, часть экспертного сообщества в свое время выступала против инициативы, так как, по их мнению, у некоторых должников исчезает источник заработка. Кому станет легче, если должник умрет с голоду? Однако проблема решаема: в законопроекте есть положения, запрещающие лишать прав, когда руль - единственный источник дохода должника. Сейчас у инициативы, которая уже обсуждается в Госдуме, есть определенные шансы. Еще один способ заставить должника образумиться: гласность. С недавних пор судебные приставы стали активно размещать в Интернете фотографии должников, находящихся в розыске. В некоторых регионах ролики с портретами разыскиваемых алиментщиков крутились в автобусах или на рекламных щитах. В Красноярске фотографии должников печатались на подставках для пива. А в одном из регионов в ближайшее время портреты должников появятся на коробках для пиццы.
Как говорили вчера представители ведомства, быть алиментщиком уже становится стыдно, и это хорошая тенденция. Все-таки нехорошо бегать от своих детей, все это понимают. Если же кто-то не платит не со зла, просто жизнь тяжелая, тому приставы стараются помочь. В прошлом году с их легкой руки было трудоустроено порядка 20 тысяч алиментщиков. В целом же по стране число дел по алиментщикам снижается, впервые количество исполнительных производств, находящихся в службе судебных приставов, упало ниже миллиона. Нет, вряд ли стали разводиться меньше, просто научились договариваться по-хорошему.
А чтобы не попасть в неприятную ситуацию, например, с выездом за границу или другими мерами, судебные приставы рекомендуют регулярно проверять себя в Интернете по банку данных ведомства.
Прикрепления: |