Дума приняла в
первом чтении правительственный законопроект, изменяющий порядок выплат по ОСАГО. Долгожданный и спорный. Рассмотрение
этого законопроекта несколько раз
откладывалось по причине разногласий между Думой, правительством и
страховщиками. Страховые компании готовы были взять на себя повышенные
обязательства, но только при повышении тарифов на страховку. Замминистра
финансов РФ Алексей Моисеев опоздал к
назначенному времени в Думу. "Причина известная", - объяснил он
депутатам как-то даже весело. И уточнил, что именно борьбе с этой причиной - пробками на дорогах,
и поможет законопроект, который он приехал представлять в нижнюю палату
парламента. Чем же помогут поправки в закон об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств борьбе с пробками, выяснилось
не сразу. Сначала Моисеев перечислил
другие плюсы документа - увеличиваются
страховые суммы, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный
жизни, здоровью потерпевшего со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, а за
вред, причиненный автомобилю - до 400
тысяч рублей: автомобили, которые бегают
по российским дорогам, сильно подорожали. Да и оценка потерянного в ДТП
здоровья действующим законом явно была
занижена. Да и теперь, признал Моисеев,
этой страховой выплате еще далеко до тех
сумм, которые предусмотрены на подобные цели на других видах транспорта. Зато
получить деньги на восстановление здоровья по ОСАГО будет проще. Их выдадут по диагнозу, когда нужнее - на
лечение. А не потом, когда человек уже вылечился. Иной порядок возмещения вреда
имуществу потерпевшего - его можно будет получить в натуральной форме, в виде
направления на ремонт или деньгами. Таким образом авторы законопроекта пытаются
защитить автовладельцев от навязанных
услуг страховых компаний. Ну и, наконец, о том, что, по мнению Моисеева,
освободит российские дороги от пробок, которые возникают из-за
дорожно-транспортных происшествий. Законопроект расширяет возможность
оформления документов по ДТП без участия сотрудников полиции - теперь это
допускается, когда максимальный размер страховой выплаты составляет 50 тысяч
рублей (сейчас в два раза меньше). При этом в городах Москве и
Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях, где и движение
плотнее и транспортные средства дороже, в случае оформления документов о ДТП
без участия сотрудников полиции ориентируются на максимум в 400 тысяч рублей. Правда, при условии, что страховщику будут предоставлены фото- или видеоматериалы
с фиксацией местоположения транспортных средств в ДТП. В перспективе и
использование ГЛОНАСС. "А то сейчас
приходится ждать сотрудников ДПС иногда по нескольку часов", - пожалел
участников ДТП, а вместе с ними и тех, кто застрял в дороге из-за пробки,
Алексей Моисеев. "Но какие будут тарифы?", - решили
спросить депутаты о главном. Представитель минфина ответил как-то уклончиво - первые пятнадцать месяцев тарифы по ОСАГО
вообще не будут повышать, поскольку у страховщиков вроде есть какие-то накопления.
А потом предполагается переход от фиксированной ставки тарифа к ценовому
коридору - чтобы страховщики могли
конкурировать, предлагая своим клиентам более выгодные условия. "А вы просчитали расходы по полисам,
возлагая повышенную нагрузку на страховщиков? - поинтересовались думцы, - а то
компании обанкротятся, и государству придется вкладывать свои средства в
компенсационный фонд, чтобы страховые обязательства были выполнены". "Проводили
расчеты вместе с Российским союзом автостраховщиков", - заверил
парламентариев Моисеев, - заметив, что "некоторая избыточность по
тарифам" сегодня существует. "Действующие
тарифы хоть и были определены лет десять назад, тем не менее не исчерпали свой
потенциал, поскольку устанавливались с определенным запасом", - уверен
"справоросс" Андрей Крутов. По
его сведениям, в 2003 году предполагалось, что средняя сумма выплат по ОСАГО
составит от 70 до 90 тысяч рублей. "Однако в реальности владельцы
автомобилей, пострадавших в ДТП, по различным экспертным оценкам, получают в
среднем гораздо меньше - порядка 24 тысяч рублей". "Для автолюбителя, что главное? Чтобы,
попав в ДТП, не по своей вине он гарантированно получил страховое
возмещение, - комментирует ситуацию по
ОСАГО Крутов. - А у нас еще надо доказать, что
имеешь на это право. Какой-нибудь нашей страховой компании легче под
любым предлогом затянуть процедуру выплаты страхового возмещения, придираясь
даже к пустякам, чем выплатить все, что положено". Автовладельца, по
словам Крутова, наши страховые компании
любят "только до заключения договора и перечисления денег в
кассу". А вот потом он для них
становится "странным человеком, который наивно полагает, что они ему еще
что-то должны после ДТП".
Депутаты напомнили замминистру, что по сути
ОСАГО - это услуга, навязанная гражданам государством. И потому оно должно
что-то делать для того, чтобы навести в этом деле порядок. Между тем получить
возмещение по страховому случаю с каждым годом становится труднее. "Уже
целый бизнес родился на добывании страховых выплатах через суд", -
заметила председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. Почему в других странах после ДТП люди
идут в свою страховую компанию, а у нас в суд? "Может быть не надо нам 200
компаний по ОСАГО, достаточно 100, но устойчивых?", - предположила
Бурыкина, назвав и еще одну больную проблему, с этим связанную - экспертная
оценка ущерба. По словам главы комитета,
методика, как рассчитывать ущерб, до сих пор не разработана, в то время
как давно должна быть на сайте каждой страховой компании. И все же думское большинство поддержало
законопроект в первом чтении, но с условием, что "дальнейшее его продвижение зависит от того, каким
образом он будет подготовлен ко второму чтению". "Дальнейшее движение будет только в том
случае, если он позволит "не залезать в карман" автомобилистам, если
он будет защищать права, прежде всего, российских автомобилистов, включая
перевозчиков, а не страховых компаний, если он гарантирует своевременные
выплаты, если он сделает эти выплаты справедливыми, а стандарты обслуживания
высокими. Только в том случае, если эти принципы будут соблюдены, этот
законопроект будет представлен ко второму чтению", - заявил первый
зампред Комитета ГД по конституционному
законодательству и госстроительству "единоросс" Вячеслав Лысаков, подчеркнув, что "любые
предложения о повышении базовой стоимости полиса ОСАГО должны быть экономически
и финансово обоснованы". Поэтому сроки второго чтения пока неопределенны.
Прикрепления: |