С 2007 по 2012 гг Федеральная антимонопольная служба (ФАС
России) провела «три волны» антимонопольных дел в отношении
вертикально-итнегрированных нефтяных компаний (ВИНК), по результатам которых
произошли кардинальные институциональные изменения на рынке. По словам Анатолия
Голомолзина, «одним из важных изменений является то, что в рамках наших
предписаний нефтяным компаниям были выданы требования о продаже на бирже определенного
объема нефтепродуктов». В 2011г. нефтяные компании суммарно продали на бирже
нефтепродуктов примерно 12% от объема поставок нефтепродуктов на внутренний
рынок, а в рамках предписания было установлено требование о продаже не менее
10% от поставки на внутренний рынок. «Кроме того, - сообщил замглавы ФАС
России, - мы начали внимательно мониторить и отслеживать ситуацию на
сопряженных и на внешних рынках. Так называемая формула нетбэк (net-back),
которую мы с вами достаточно регулярно обсуждали, стала общеупотребительной при
оценке ситуации на рынках».
1 марта 2012г. ФАС
России подписала соглашение с ММВБ-РТС о том, что эти площадки будут
предоставлять на регулярной основе информацию о ценах net-back по восьми
важнейшим нефтепродуктам. Основным предметом
соглашения между антимонопольной службой и биржей является взаимодействие
сторон, направленное на повышение информационной прозрачности рынка нефти и
нефтепродуктов России. Как ранее
прокомментировал старший управляющий директор ММВБ-РТС Роман Горюнов: «Нефтяные
индексы ММВБ-РТС, учитывающие не только экспортную составляющую российской
нефтепереработки, но и широкую географию поставок и разные виды продукции,
помогут регулятору повысить прозрачность отечественного рынка
нефтепродуктов". Сейчас ФАС России
имеет возможность отслеживать индексы в ежесуточном режиме, что позволяет
использовать эти показатели для оценки внутреннего рынка. Анатолий Голомолзин
отметил еще одно важное изменение, которое произошло на рынке, - на бирже
начали регистрацию внебиржевые контракты. «Мы получили возможность отслеживания
трех индексов, которые характеризуют ситуацию на оптовом рынке нефтепродуктов:
внебиржевые цены, биржевые цены и цены net-back, - объяснил замруководителя
антимонопольного ведомства. Ценовой арбитраж между этими тремя индексами дает
адекватную оценку рыночной стоимости нефтепродуктов на рынке РФ». На протяжении уже 5
лет ФАС России ведет еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на
нефтепродукты во всех регионах, ежемесячные изменения величины оптовой
надбавки, а в последний год также мониторинг движения нефтепродуктов и, в том
числе, оценку уровня запасов и отпуска нефтепродуктов в регионах. «Это
позволило нам прогнозировать возможности изменений ситуации в будущем и при
угрозе возникновения дефицита нефтепродуктов иметь возможность воздействовать
совместно с Минэнерго и Росрезервом на ситуацию на рынке, в том числе путем
товарных интервенций» - пояснил Голомолзин. Новая база для
мониторинга ситуации на рынке создает предпосылки для устойчивости не только в
текущей ситуации, но и в будущем. «Принципиальное значение здесь сыграло
заключение ФАС России, а также нашими коллегами из Росстандарта и Ростехнадзора
четырехстороннего соглашения с нефтяными компаниями» - сказал замруководителя
ФАС России». Компании приняли на себя в одностороннем порядке обязательство о
проведении модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, а уполномоченные
органы отслеживают ситуацию в пределах их компетенции. «Мы предупредили, что
будем применять оборотные штрафы и изымать необоснованно полученный доход
нефтяных компаний, которые не выполняют свои обязательства по этим соглашениям»
- подчеркнул Анатолий Голомолзин. «В начале марта мы
также заключили соглашение с Росстандартом, которое предполагает взаимодействие
сторон по обмену информацией о выявленных нарушениях в сфере оборота
нефтепродуктов с приложением материалов, подтверждающих факт нарушения» -
поделился замглавы ведомства. В дополнение к работе по контролю качества НПЗ,
ФАС России и Росстандарт координируют свою работу по контролю качества АЗС. «В
частности, Росстандарт планирует в ближайшее время провести ряд проверок. По их
результатам могут быть приняты санкции как в пределах компетенции Росстандарта,
так и меры, предусмотренные антимонопольным законодательством в части
недобросовестной конкуренции» - отметил Анатолий Голомолзин.
Прикрепления: |