Поводом для обращения
в КС РФ послужил вопрос о том, с какого момента должны применяться новые
показатели кадастровой стоимости участков для исчисления земельного налога. Дело в том, что такая
стоимость - налоговая база для исчисления этого налога. Кадастровая стоимость
определяется в отношении каждого участка по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
При этом данная
стоимость устанавливается на основании отдельных актов, утверждаемых
региональными органами власти (они определяют средний уровень стоимости по
муниципальному району). На практике возникла
неопределенность с точки зрения возможности распространения на такие акты общих
правил НК РФ.
Речь идет о правилах
действия актов налогового законодательства во времени. Они вступают в силу не
ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не
ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за
исключением отдельных случаев). КС РФ подтвердил
конституционность норм и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 июля
2013 г. N 17-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта
1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с
жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" указал следующее. По своему смыслу
оспариваемые положения предполагают, что подобные акты об утверждении
кадастровой стоимости участков (в той части, в какой они порождают правовые
последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков) действуют с
учетом указанных общих правил НК РФ.
Иное приводило бы к
несоблюдению прав налогоплательщиков и нарушению режима стабильных условий
хозяйствования. Налогоплательщик
должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых
обязательств, чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты.
Таким образом, новые
показатели кадастровой стоимости участков должны вводиться с учетом общих
правил о действии актов о налогах и сборах во времени. Вместе с тем, как
подчеркнул КС РФ, федеральный законодатель не лишен возможности установить
уточняющие правила, касающиеся порядка вступления в силу актов, определяющих
базу по этому налогу.
Прикрепления: |